Благотворительный фонд Духовная страна
Благотворительный фонд
(926) 416-60-01
село Карпово
Веневского района
Тульской области
8 (926) 416-60-01 | 8 (925) 925-87-77

28 ноября 2018

Как возникли посты?

К христианам пост перешел из Ветхого Завета. Тогда он означал полное воздержание от еды и длился от нескольких часов до нескольких дней (Моисей постился все 40) и означал жертву, в которую человек приносил сам себя. С возникновением христианства посты стали пониматься как сугубое покаяние, их продолжительность увеличилась, но в это время разрешалось есть определенную пищу — постную. Прежде всего верующие отказывались от мяса и продуктов животного происхождения. Так сформировались многодневные посты: Великий, Успенский, Петров, Рождественский и однодневные в среду, пятницу, Крещенский сочельник (18 января); Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября); Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

27 ноября 2018

Календарь Рождественского поста

Рождественский пост в 2018 году, как и всегда, начинается за 40 дней до Рождества — 28 ноября. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа.

Во время Рождественского поста по церковному монастырскому уставу (типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, вся молочная продукция). До дня памяти святителя Николая (19 декабря) в понедельник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу — строгий пост (сухоядение — овощи, фрукты, хлеб). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т.п.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы попадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпраздненства Рождества (2-6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, становится строже пост в другие дни. В предпраздненство — строгий пост: нельзя есть рыбу во все дни, а пища с маслом употребляется только в субботу и воскресенье.

В сочельник — самый строгий пост, сухоядение. Существует традиции ничего не есть до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами (смотрите рецепты здесь). При этом все готовящиеся причаститься на ночной рождественской Литургии ничего не едят за несколько часов до Литургии.

Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, согласуя свой календарь питания в рождественский пост со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Но традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста с 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).

Но так как все эти изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий монастырскому уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции.

26 ноября 2018

Зачем поститься перед Рождеством?

Приближается конец ноября. Впереди декабрь, кажется, что уже совсем скоро новогодние каникулы. Ожидание Нового года и Рождества – всегда предвкушение чуда, подарков, хорошего настроения. Все вокруг перед праздниками наполнено веселой суетой и праздничными хлопотами, родные и друзья будут приходить в гости, поздравлять друг друга, угощать самыми вкусными блюдами. И вот посреди этого веселья Церковь из года в год говорит нам, что время перед Рождеством – не для гуляний и веселья, а для поста. Почему? Зачем накануне такого радостного события изнурять себя воздержанием? Ради чего это делается?

Пост (в том числе и Рождественский) – понятие многогранное. С одной стороны, это время повышенного внимания к своему внутреннему миру, время исправления и очищения, время того, что в христианстве называется покаянием. С другой стороны, это период подготовки к чему-то очень важному. В Библии можно найти много примеров того, как к судьбоносным и решающим событиям в своей жизни люди готовились через самоограничение в еде и веселье, через особое внимание к молитве. И, наконец, третий аспект поста – это жертва Богу. Она может иметь разные формы. Например, ограничить себя в развлечениях, активно заниматься благотворительностью, помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.

Иногда кажется, что радость и пост – понятия рядом не стоящие. Но это не так. Наоборот, когда человек начинает внимательно относиться к своему внутреннему миру, его душа становится светлее, а жизнь – более осмысленной. Преодолевая свои большие и мелкие страсти, мы испытываем радость от победы над ними. Не нагрубить в транспорте, простить того, кто нас обидел, промолчать, если нас провоцируют на ссору, – разве не испытаем мы радости в тот момент, когда преодолеваем себя?

Радость Рождества и поста, который ведет к нему, – это радость встречи с Христом. Рождество открывает одну из самых главных истин христианства – истину о том, что Бог, Творец вселенной, ради спасения человека стал одним из нас. Ради победы над смертью Он пришел в наш мир. То, о чем мечтали многие поколения людей, наконец свершилось в Вифлеемской пещере.

30 октября 2018

Почему на иконах все святые похожи друг на друга?

Пожалуй, каждый из нас хоть раз слышал или произносил выражение «иконописное лицо». О каких лицах так говорят? Правильные черты и вытянутый овал лица; одухотворенные, как будто не от мира сего, глаза; тонкий нос; большой лоб. Это может удивить: неужели все святые были похожи? То есть имели именно такую «иконописную внешность», несмотря на то, что родились в разных семьях, разных странах, принадлежали к разным расам?

Конечно, нет. Святые выглядели совершенно по-разному, и святость их никак не была связана с определенным типом внешности. Дело в том, что изображение святого на иконе — это не портрет, а сама икона — не максимально точная фиксация физической реальности. Иконописец видит глубже и дальше индивидуальных черт. Лицо становится ликом, и хоть в нем вполне можно узнать черты реального прототипа — исторически существовавшего святого, мы видим не портрет этого человека, а, если так можно выразиться, портрет его души. Отблеск Духа Святого в глазах, опыт богообщения, любовь и сострадание к людям, любовь ко Христу.

Безусловно, играет роль и стиль иконописной школы, в которой был написан тот или иной лик святого. Выбор красок и общий цветовой тон иконы, способ создания изображения, композиционные особенности — все играет роль. На иконах, написанных в одной традиции, лик Спасителя темный, торжественный и как будто строгий; в другой традиции — с более мягкими чертами, выполненный пастельными оттенками и словно пронизанный светом. Но несмотря на стилистические отличия, на каждой из икон — тот самый Христос, единственный, который искупил наши грехи Своей крестной смертью и воскрес. В этом чудо иконописи — это не портретная живопись, а искусство, которое дерзает изображать вечное, божественное.

25 октября 2018

Как устроен иконостас?

Греческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.

Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится в храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.

2 сентября 2018

Пророк Самуил был пятнадцатым и последним судьей Израильским. Жил он более чем за тысячу лет до Рождества Христова, а родом был из колена Левиина.

Рождение Самуила было испрошено его матерью Анной у Господа, а потому еще до рождения он был посвящен Богу, имя же его – Самуил – означает «испрошенный».

В 3 года мать по обету отдала сына в скинию в Силоме на попечение первосвященника Илии, который в тоже время был и судьей над народом Израильским. У Илии Самуил рос в страхе Божием, а уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника за то, что тот не обуздывает своих нечестивых сыновей.Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30 тысяч израильтян (в том числе и сыновей Илии Офни и Финееса), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник упал у ворот и, сломав хребет, умер.

После смерти Илии судьей народа Израиля стал Самуил. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, захваченные врагами.

Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей — Иоиля и Авию — судьями над Израилем, но те оказались слишком корыстолюбивыми. Тогда старейшины Израиля потребовали у пророка Самуила дать им царя. Пророк увидел в этом желании падение народа, так как до этого им управлял Сам Бог, возвещавший Свою волю через пророков, а не земной правитель. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида.

Пророк Самуил скончался в глубокой старости. В 406 году его мощи были перенесены из Иудеи в Константинополь.

1 сентября 2018

Память чудотворной Донской иконы Божией Матери, с молитвами перед которой русское войско одержало победу на Куликовом поле в 1380 году, отпраздновала Православная Церковь в субботу 1 сентября 2018 года.

Шел 1380 год. Вблизи реки Дон, на поле Куликовом стояли друг против друга готовые к бою войска. Близилось время битвы, и перед прекрасным и строгим образом Богородицы, написанным Феофаном Греком, войска святого князя Дмитрия Донского собрались на молитву. Битва была выиграна русскими войсками. Икона Богоматери, получившая именование «Донская», с честью была принесена князем Дмитрием в Москву.

Спустя двести лет, в царствование великого князя Федора Иоанновича, к Москве с войсками подошел крымский хан Казы-Гирей. Сил было недостаточно, чтобы отстоять город, но царь, памятуя исторические события, распорядился доставить Донскую икону из Кремля на то место, где лагерем стали войска защитников Москвы. И вновь произошло чудо – во время боя татары в панике начали отступать, причем несли при этом большие потери.

В память о победе на месте военного лагеря был основан знаменитый Донской монастырь. Сама же Донская икона Божией Матери сейчас находится в храме при Государственной Третьяковской галерее. Лишь раз в год, 1 сентября, святой образ переносят в Донской монастырь, чтобы все могли поклониться Богородице, уже не раз защищавшей Русь от бед.

1 сентября 2018

Первый звонок, цветы, улыбки. В субботу 1 сентября 2018 года в России отметили День знаний, хотя к учебе все приступили лишь 3 сентября в понедельник.

В этом году в школы пошли 1,8 млн. первоклассников, общее количество школьников составило — 15,6 млн. человек. По традиции, учебный год начинался с праздничных линеек, поздравлений, новых знакомств, помимо школ к учебе присоединились учащиеся студенты колледжей, ПТУ и ВУЗов.

В преддверии нового учебного года во всех храмах Русской Церкви проходили молебны о благополучной учебе.

31 августа 2018

Церковь чтит икону Божией Матери «Всецарица»

В пятницу 31 августа 2018 года православные верующие почтили память иконы Божией Матери «Всецарица» (греч. «Пантанасса»), которая пребывает в Греции, на Святой Горе Афон.

Чудотворный образ Богородицы хранится в Ватопедском монастыре Афона, слева от царских врат в соборном храме.

Икона, небольшая по своим размерам, по Преданию была написана в XVII веке и стала благословением известного на Святой Горе старца Иосифа Исихаста своим ученикам.

С этим образом связано множество чудесных случаев, одним из которых стало спасение человека от страсти колдовства.

Так, согласно древнему преданию, хранящемуся в обители, однажды к иконе подошел юноша и принялся что-то невнятно бормотать. Внезапно лик Богоматери воссиял чудесным светом, и какая-то невидимая сила отбросила молодого человека. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам-инокам и плача признался им, что вел нечестивую жизнь, колдовал и пришел в монастырь, проверить силу своей магии на иконах. В итоге, чудо, произошедшее у иконы «Всецарица», навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и вернуло его к благочестивой жизни.

На образе изображена Богородица в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На Ее руках Богомладенец со свитком в левой руке и с благословляющей десницей. Правой рукой Богородица указывает на Сына как на Спасителя всех людей. На заднем плане — два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву. Перед иконой «Всецарица», по традиции, молятся об исцелении от рака.

19 августа 2018

Преображения Господня в произведениях мировой живописи

19 августа Православная Церковь отмечала великий двунадесятый праздник Преображение Господне.

По свидетельству Евангелий в этот день Спаситель взял с Собой Своих ближайших учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна – на гору Фавор, где во время молитвы преобразился перед ними во всей Своей Божественной славе.

При этом также присутствовали пророки Илия и Моисей, с которыми Господь разговаривал о Своих будущих страданиях.

В Преображении Господь явил людям не только Свою Божественную славу, но и показал им прообраз их собственного будущего преображения после всеобщего воскресения из мертвых.

Праздник Преображения стал отмечаться достаточно рано — в IV веке. Изначально он отмечался только в Святой Земле, однако с V века получил широкое распространение по всему христианскому Востоку. Начиная с 900 года его стали отмечать в Византии.

В народной традиции этот праздник также называют Яблочным Спасом, так как в этот день в храмах освящают плоды нового урожая, которые в России символизируют яблоки.

1) Фра Беато Анжелико. Преображение Господне. 1440-41 гг. Монастырь Сан Марко, Флоренция

 

2) Джованни Беллини. Преображение Господне. Ок. 1455. Венеция. Музей Коррер

3) Лоренцо Лотто. Преображение Господне. 1510 г. Пинакотека Комунале, Реканати

4) Александр Андреевич Иванов. 1850-е Бумага, акварель

5)Лодовико Караччи.Преображение Господне. 1594-95 гг.Национальная пинакотека Болоньи. Италия

6) Андрей Иванович Иванов.Преображение Господне. Между 1807 и 1809 гг.
ГРМ, Спб.